?

Log in

No account? Create an account
 
 
23 Январь 2014 @ 17:38
Собираясь на Чукотку. (часть 2)  


Когда начинается движение по летнику, по моему опыту, имеет смысл проехать по нему в сторону Певека километров двести, до поворота на рудники «Двойной» и «Купол» и долины рек Яракваам и Лелювейм.
По пути, на 101-м от Билибино километре, будет место под названием 19-й угол, где неподалёку от летника проживает обслуживающая подстанцию линии электропередачи на Певек семья.



Кроме того, что долина, где эти реки вытекают с гор, интересна сама по себе и тут есть где погулять, за рекой Лелювейм здесь находится перевалочная база и дорожный пункт отдыха водителей канадской золотодобывающей фирмы «Кинросса Голд».



На помощь какую либо, если не совсем крайность, я бы на вашем месте здесь не рассчитывал, но подзарядить энергопотребляющие девайсы ночующих там водителей попросить можно.



По ответвлению дороги в сторону «Купола», отсюда можно добраться до живописного озера Тытыль, если есть желание и до пересекающего дорогу Малого Анюя, по которому можно сплавиться до Кепервеема, посёлка где находится аэропорт Кепервеем, в 30 километрах от Билибино, и добраться до «Купола», неподалёку от которого начинает своё течение река Мечкерева, по которой можно сплавиться в реку Анадырь и по ней дальше, до Ламутского и Марково.
Дальше Марково сплавляться не рекомендую. Открытые пространства тундры, огромные плёсы, ветра... В общем, скорее всего, это будет не сплав, а сплошное мучение.

DSC_0627 (1024x668)

В начале озера Тытыль есть небольшой балок, который, скорее всего, используют рыболовы, а за впадающей в озеро рекой, обогнув залив, можно попасть к избе Колмака, который в летний период занимается здесь рыбалкой, добычей оленя дикаря, принимает платных туристов.
Думаю, не откажет в дельном совете по месту и, при необходимости впишет передохнуть, хотя бы в летней кухне.



Добравшись до «Купола» и собираясь дальше, его территорию, скорее всего, придётся обойти, ибо не пустит охрана.
Преимущества прогулки в эту сторону – наличие дороги, отсыпанной от поворота на «Двойной» до "Купола" в 2012 году, ну и возможность рассчитывать на чью либо помощь, если что-то сложится не так.



Если кто соберётся прогуляться от Билибино в другую сторону, то за стартовую точку рекомендовал бы посёлок-базу оленеводов Бургахчан.



До него можно добраться летающим примерно раз в две недели, рейсовым вертолётом на Омолон.



Посёлок стоит на одноимённой реке, по которой есть автомобильное движение переезжающих по своим надобностям старателей из двух артелей - «Луч» и «Лига»занимающихся в этом районе добычей рассыпного золота.
Ниже по реке, и чуть в стороне, в бывшем посёлке Весенний, у них базы.



Выше, на ручьях, впадающих в верховья этой реки, участки.



Еще выше по реке летом пасут свои стада оленеводы.



По реке до верховий лесная зона, в которой живности и дров в достатке, в реке хариус.



Между участками старателей, вокруг и через перевалы, есть дороги старателей.
На брошенных и временно не разрабатываемых участках попадаются пригодные для жилья балки.



Красот и интересных мест для прогулки здесь хватает.
В начале августа можно застать обратную миграцию оленя дикаря.



Медведи, по соседству со старателями, не слишком с ними церемонящимися, ведут себя очень скромно и скрытно. Но, это не значит, что нет варианта встретить безбашенного подростка, подранка, или того хуже - случайно выйти на охраняющего добытое медведя.



Оленеводы здесь эвены. Не называйте их чукчами.
У них, или в посёлке, можно узнать когда примерно, ожидается вертолёт на Билибино.



От долины, где выходит на Чаун-тундру река Лелювейм и отворот летника на рудники «Двойной» и «Купол» дальше в сторону Певека, тем кто намерен самостоятельно посетить озеро Эльгыгытгын, могут быть интересны места где летник пересекает реки Угаткын и Малый Чаун.
Вдоль Малого Чауна, вроде как, есть вездеходная колея, следуя которой можно подняться до этого озера. По Угаткын тоже можно подняться до горок и почти до озера. В этом сентябре вдоль Угаткын, снимая фильм о якобы самостоятельном путешествии своего соотечественника, на Эльгыгытгын ходили пешком японцы.



Рядом с истоком вытекающей из озера реки Энмываам есть изба, используемая экспедициями учёных и организующими сюда поездки туристов.
По этой реке, при соответствующей подготовке, можно сплавиться до реки Белой, а по ней до посёлка Усть-Белый и Анадыря. Так-же, в километрах тридцати-сорока от истока, можно перебраться через Верхне-Анадырский проход, на исток реки Анадырь, и дальше сплавляться уже по нему.

DSC_0816 copy

В начале лета и до конца июля ходить просто посмотреть Эльгыгытгын не очень хорошая идея. Потому как озеро до конца июля еще подо льдом, да и кровососущие, в это время, наиболее досаждают. Да, и на горках тоже, даже на самых высоких.



Потому, в это время, совершив ознакомительный транзит до Певека, я предпочёл бы до середины августа погулять по побережью Восточно-Сибирского моря.



Разумеется, соблюдая меры безопасности, потому как встретить здесь не только бурых, но и белых медведей можно в любом месте, включая пригороды Певека.



А для прогулок по внутренним территориям Чукотки лучше выбрать время, примерно с середины августа до середины сентября. В это время и здешняя природа радует глаз осенним разноцветьем, и комаров с мошкой, прибитых ночными заморозками, уже почти нет.



По летнику, до отворота на Эквекинот и моста через реку Паляваам,
мне показались наиболее интересны предгорья между Малым Чауном и долиной Паляваама. Попадаются очень живописные горки и интересные звери.



В 2011-2012 году на некоторых перевалах, делая их более проходимыми, здесь работали дорожники, у которых тут была маленькая база (пара балков).
Не доходя до моста через Паляваам и отворота на Эгвекинот, слева на притоке есть вполне пригодный для жилья балок, другой сразу за мостом через Паляваам.



И тот и другой – хорошее место для ожидания попутного транспорта в любом направлении.
Балок у моста через Паляваам, удобен для ожидания попутной машины в сторону Певека, а так же Билибино и Эгвекинота. За исключением тех машин, которые идут в сторону Билибино со стороны Эгвекинота и со стороны Билибино на Эгвекинот.
Хариуса, когда он есть, для развлечения в ожидании и разнообразя меню, тут можно ловить прямо с моста.



Здесь останавливаются почти все. Идущие на Певек или приезжающие на рыбалку, нередко оставляют в этом балке излишки взятых в дорогу, с учётом возможного зависания в пути, продуктов. Правда в лето 2013 года , по сведениям от Певекского путешественника Капасёва, в том районе завёлся бичующий чукча Рома (не Абрамович), который просёк халяву, и всем этим пользуется как дарами с небес.
Для того чтобы иметь возможность перехватить все возможные варианты уехать отсюда в сторону Эгвекинота (около 700км), или Билибино (около 450 км) лучше быть поблизости от отворота на Эгвекинот, который находится в голой тундре, в километре за мостом.



Поскольку, когда будет оказия неизвестно, и машины попутного направление может не быть два дня и более, то ждать её здесь лучше у другого балка, в трехстах метрах от ответвления, на притоке Паляваама - Уттыкымыль. Разумеется, с собранным рюкзаком, разбирая его лишь тогда, когда собираетесь спать.
Дорога на Эгвекинот более дикая, в сравнении с летником Билибино-Певек. Машины по ней бывают по мере приходов грузов в порт Эквекинот для рудников или Билибино. Очень редко идут машины с целью пройти на прииск Ленинградский или посёлок мыс Шмидта.



Поскольку летник этот практически до Валунистого пустой, то и зверье здесь бесцеремоннее. Зависнуть серьезно тут можно надолго. Выходя на него, это надо помнить. Примерно в 40 км от поворота, гидрометеометеостанция "Глубокая", с единственным работником. Прошлой осенью он вроде как вернулся туда после годового запоя, выжив оттуда вскрывшего метеостанцию и питавшегося её запасами чукчу Рому…
До прииска "Валунистый" от развилки чуть более 400 км. Тут работала самая крупная здесь - артель старателей "Чукотка". После смерти её владельца в 2011 году, вроде как начался раздел Валунистого, между претендующими на преемственность и наследство, что ни к чему хорошему не привело.
От Валунистого до Эквекинота раньше и движение было активным, и пути всего 216 километров. Насколько сейчас активно там движение и насколько успешно можно преодолеть эти километры, мне не ведомо.
Там где трассовики останавливаются отдыхать, с дровами обычно очень не очень. Ну а в тундре их нет совсем. Единственные дрова - это кустарник вдоль рек и его корневища, вымытые половодьем и вынесенные на косы. Ну и засохший на корню кустарник.



Существуют оригинальные способы "дров" из нарезанной на куски камеры "Урала" скрученной проволокой в "поленья". В печке такие "поленья" горят жарко и равномерно. Кроме того, в случае необходимости, прогулявшись километр-два вдоль летника, можно набрать всяких палочек и щепочек на небольшой костерок.
Принимая это во внимание, газ (и горелку) в пути лучше иметь. В Певеке и Билибино "дихлофосный" баллон газа стоит от 250 рублей.
Собираясь путешествовать по Чукотке летом, не забываем про комариков, которые массово вылетают, как только прогреются оттаявшие в тундре и низинах лужи.
Случается это обычно в начале третьей декады июня, с небольшим расхождением от юга Чукотки к северу. То есть, на переходе местной весны в лето может выдаться и пара тёплых дней, когда на легком ветерке можно загорать хоть голышом, а потом раз и сразу «опа»…
Это значит, что «дышащая» не прокусываемая комарами ветровка с не позволяющим грызть затылок капюшоном,такие же штанишки, накомарник, плюс нитяные перчатки, будут не только не лишними, но жизненно важными.



У местных геологов пользуется популярностью х/б "энцефалитка" производства "Техноавиа", которая, в отличии от брезентовых, лучше "дышит" и не натирает, если носить её на голое тело.
У оленеводов подглядел самодельные накомарники, до середины груди, отороченные тканевой лентой, которая своим весом прижимает накомарник к верхней одежде.



Из репеллентов, по практике людей местных, испробовавших почти всё, лучше всего работает обычная «Дэта» в жёлтых флаконах или баллончиках. Более практична и удобна та, что в виде напоминающей молочко эмульсии.
Кроме того, в таком виде, в отличии от баллончиков с аэрозолями, атимоскитные средства можно перевозить самолётом.
Не лишним будет и защищающий от москитов полог, и тлеющие спирали.
На ветру, конечно, полегче, а вот в затишье «удовольствие" ещё то.
На практике проверен способ, помогающий с наименьшими потерями сходить, что называется «до ветру». Перед таким мероприятием полезно обработать места, которые предполагается обнажать, спреем от кровососущих, например в палатке.
Если в начале лета вы оказались в Певеке то, до открытия летника и наступления комариного времени, у вас есть около двух-трёх недель чтобы прогуляться, попробовав себя, в глубь Чукотки.
За две-три недели можно много чего успеть. Например, добраться до долины Паляваама и погулять там.



Если повезёт, можно успеть застать в тундре за отворотом на Эгвекинот, местной 9 бригады чукчей-оленеводов. Позже они откочёвывают на летние стоянки, ниже по Палявааму.



По запросу «Книга тундры. Повесть о Вуквукае – маленьком камне» можно найти фильм снятый о них недавно.
Для успешного выезда из Певека в этом направлении, лучше отсечь местный трафик и добраться до поворота на аэропорт Апапельгино. Позже, когда работает летник, стартовать вдаль лучше с «21 километра», где находится складская база грузов прибывающих для «Купола» и «Двойного».



До этого времени наверняка есть трафик до бывшего посёлка Комсомольский (124 км) и чуть далее, до бывшего посёлка Майский (56 км), где начали разработку рудного золота и возят обогащенный концентрат.
От поворота на Майский, пока летник не проходим насквозь, можно дождаться водовозку и с ней перекатить через ближний перевал, в другой водораздел, куда с Майского ездят за питьевой водой.



В реке и ручьях близ Майского вода отравлена мышьяком.
Далее, если не будет оказии, несложно по летнику перевалить через перевал и спуститься к правобережной долине Паляваама, и к бывшему посёлку Промежуточный(28 км.) Если приток Паляваама, который пересекает дорогу по пути к мосту, пока еще не преодолим вброд, здесь, можно найти жильё пригодное и для ночлега и временного проживания.



Ну а, когда начнётся движение, можно отправиться дальше, или вернуться назад в Певек и пережить комариное время гуляя по ветреному побережью Чаунской губы или правее, вдоль Восточно-Сибирского моря.



Отправляясь погулять берегом моря, если неизвестно расписание ходящего, вроде как пару раз в неделю рейсового автобуса до Янраная, лучше добраться до поворота на аэродром Певека -Апапельгино и дождаться попутную машину там. От брошенного, с единичными жилыми домами посёлка Апапельгино, дорога идёт дальше, к уже упомянутому национальному посёлку.



Здесь тоже можно дождаться попутную машину, а с наступлением учебного года и автобуса возящего школьников. При хорошей погоде, можно и прогуляться пешком, по отсыпанной по заболоченой тундре дороге, с видом на море, в паре километров слева и гору Кекурную справа.



Пройдя примерно две трети пути от Апапельгино к Янранаю, обнаружите сворот к берегу. Если пойти туда, то на берегу несколько открытых балков, используемых их хозяевами и прочими гражданами, лишь во время выездов на рыбалку, или на пикник.



А вот меж Янранаем и мысом Шелагским, самой северной точкой Чукотки, балки которые вам попадутся на побережье, скорее всего будут закрыты. И если нет уверенности что за световой день осенью, или пока хватит сил, вы доберетесь до бывшего села Шелагского, где есть пригодная для остановки изба, то лучше в Янранае найти хозяев тех балков и заручится их разрешением в них остановиться.



Почему именно в балке, если у вас есть палатка? Все очень просто. На этом побережье, как и на берегу между Янранаем и Певеком, можно запросто встретить самого что ни на есть натурального белого медведя. Ночевка в палатке по соседству с этими переростками хомячков-альбиносов, знающими их нрав и манеры товарищами, приравнивается к попытке самоубийства. Впрочем, как попытка преодолеть летник после 20 сентября.
Местные товарищи, говорят, что дальше по побережью, за пределами однодневной прогулки, пригодное для остановки жильё никто на замки не закрывает.
В самом Янранае делать особо нечего. Береговые чукчи живущие здесь не понятно чем, активно окучиваются миссионерами какой-то христианской разновидности секты. Когда вдоль берега морем идёт на нерест голец, ловят гольца, постреливают на еду нерп, собирают ягоду. Вот пожалуй и всё.



Ну да, когда международная природоохранная организация озабоченная сохранением белых медведей, с агитировала кого то из местных охотников на участие в так называемом медвежьем патруле, выдав товарищу для мониторинга побережья халявный снегоход, говорят, что медведи белые на этом берегу стали встречаться реже.
От Янраная до Шелагского и перевала на его другую сторону, около десяти километров. По пути живописные скалы над морем и песчано-галечные пляжи.



Мыс Чаячий, куда жители Янраная, в гнездовое время, ходят как в курятник, за свежими яйцами.



Сам же мыс Шелагский, кроме того, что является самой северной точкой Чукотки, известен еще и тем, что здесь Семён Дежнев, кажется в свою первую попытку обогнуть Чукотку, разбил о его скалы два своих коча. Воды у оконечности мыса издревле имеют дурную славу из за непредсказуемых сильных течений. Вроде как и по сей день никаких поисков в этих водах, на предмет останков этих кочей, не проводилось. Причина та же - большая глубина и сильные течения.



За мысом, закрытая в 1982-м бывшая метеостанция Туманная, тоже пригодная для жилья. Дальше по берегу действующая метеостанция Валькарай. И ту и другую, как и окружающие пейзажи, вы могли видеть в фильме "Как я провёл этим летом", который снимался здесь.
В общем здесь, соблюдая меры безопасности, есть где погулять, и есть где остановиться.



Частым посетителем этих мест бывает путешественник из Певека Юра Капасёв. Если удастся связаться с ним заранее, думаю сможет проконсультировать по этим местам и где, что интересно посмотреть, и с историческими подробностями.
Тем кто соберётся прогуляться на Эгвекинот, ещё раз напомню, что дорога туда более дикая, в сравнении с летником Билибино-Певек. Поскольку летник этот практически до Валунистого пустой, то и зверье здесь бесцеремоннее.



Зависнуть серьезно тут можно надолго. Выходя на него, это надо помнить. Примерно в 40 км от поворота, гидрометеометеостанция "Глубокая", с единственным работником.
Чуть дальше поворот на зимник к посёлку мыс Шмидта и прииску Ленинградский, который, вроде как, проходим "Уралами" по малой воде.



Побережье Чукотского моря несомненно представляет интерес для самостоятельных путешественников, но соваться сюда можно только будучи хорошо подготовленным и, лучше имея на руках пропуск в погранзону с прописанным маршрутом.
То есть с одной стороны здесь, вне населённых пунктов, совершенно дикий Северо-Восток, а с другой, местные жители встретив вас в пути, скорее всего, известят о вас пограничников.

455216_900

До прииска "Валунистый" от развилки чуть более 400 км.
От Валунистого до Эквекинота раньше движение было активным, а пути всего 216 километров. Насколько сейчас активно там движение и насколько успешно можно преодолеть эти километры, мне не ведомо.
По моему разумению, этим путём до Эгвекинота, и далее морем в Анадырь, для бюджетной авиаэвакуации на материк, целесообразно завершать своё лето на Чукотке. Разумеется, учитывая с запасом возможные сроки, когда летник станет непроходим. Ну и на Тихоокеанском побережье не увлекаться с радиальными выходами, дабы не прозевать последний пароход в Анадырь. На моей памяти, последний рейс "Сотникова" выходил из Анадыря где-то 7 сентября. Прибавив минимум пути 36 часов до Провидения и 24 часа обратно до Эгвекинота, получаем примерное время когда надо быть на берегу с вещами и билетами.



Ну, а если "всё плохо", - пароход ушёл без вас, а летник уже не проходим, тогда только выходить к железной дороге и стопить паровоз.
 
 
 
ronin336ronin336 on Январь, 23, 2014 14:44 (UTC)
Мембранную одежду не пробовали, прокусывают её комары или нет?
Валерий Люшковstrelec_new on Январь, 23, 2014 15:34 (UTC)
Нет, не пробовал. Наверное, разная есть мембрана.
На практике мне удобнее простые проверенные вещи. Которые и просушить у костра можно и выкинуть или оставить кому после полевой части пути не жалко.
ronin336ronin336 on Январь, 23, 2014 15:55 (UTC)
Я велопоходами увлекаюсь, тут немного другой формат- очень важен вес, всё должно быть компактным. Мембранную одежду хвалят, хотя дорогая конечно. Пока не пробовал, в этом сезоне хочу взять.
(no subject) - old_woka on Январь, 23, 2014 18:22 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - strelec_new on Январь, 23, 2014 18:46 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - ronin336 on Январь, 23, 2014 18:56 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - kapasev on Январь, 24, 2014 04:24 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - strelec_new on Январь, 26, 2014 11:40 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - ronin336 on Январь, 27, 2014 16:34 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - old_woka on Январь, 27, 2014 15:52 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - ronin336 on Январь, 27, 2014 16:46 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - strelec_new on Январь, 27, 2014 09:56 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - ronin336 on Январь, 27, 2014 16:40 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - strelec_new on Январь, 23, 2014 18:47 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - ronin336 on Январь, 27, 2014 16:59 (UTC) (Развернуть)
old_woka: Beardold_woka on Январь, 23, 2014 18:18 (UTC)
Ни фига себе лоция!
Спасибо :)
Валерий Люшковstrelec_new on Январь, 23, 2014 18:41 (UTC)
Лоция это у Капасёва: http://forum.guns.ru/forummessage/99/148576.html
Только его инфу считывать, это как из газеты "Правда" информацию выуживать, в советские времена..)
В смысле, читая между строк. Весьма своеобразное изложение. Зато с юмором..))
А это так, для тех, кто в первый раз.
kapasevkapasev on Январь, 24, 2014 04:49 (UTC)
У нас ситуасьён и от дождя меняется.
Что было вчера информацией, то сегодня может стать сайтом с рецептом самоубиения,
а на этот случай есть статья.
Вот например ты пишешь о прелестях Тытыля.
Там теперь проходит круглогодичка Двойной - Купол(осенью сдали), в сутки большегрузами штука тонн руды перевозится. Вот поедет там пользователь Ронин336 и ага!

Edited at 2014-01-24 04:50 (UTC)
(no subject) - strelec_new on Январь, 24, 2014 10:15 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - kapasev on Январь, 24, 2014 10:32 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - strelec_new on Январь, 26, 2014 11:45 (UTC) (Развернуть)
fletch: xto_zdesfletch_r on Январь, 23, 2014 18:57 (UTC)
Большое спасибо за обстоятельное повествование. Шутка про паровоз понравилась.
Валерий Люшковstrelec_new on Январь, 23, 2014 19:17 (UTC)
Какие шутки? Грозятся дотянуть железку до Уэлена, через Амгуэму.
(Перспективная топология развития сети железных дорог в первой половине 21 века.)
На их карте от основной линии до Эгвекинота всего 80 км вспомогательной ж/дороги..))

Edited at 2014-01-23 19:18 (UTC)
fletch: xto_zdesfletch_r on Январь, 23, 2014 19:36 (UTC)
По работе часто читаю всякие железнодорожные журналы, и в курсе планов по строительству)) Был неделю назад на новой олимпийской ветке, и видя как строят сейчас железные дороги (имею ввиду темпы) - боюсь, что даже нашим внукам придется "топать" до "стопления" паровоза очень далеко)))

Edited at 2014-01-23 19:37 (UTC)
Прогрессорorient_blue on Январь, 24, 2014 14:58 (UTC)
это как морской порт в Беринговском. Комерсанты хотят нахаляву инфраструктуру за счёт бюджета.
Осмысление понимания назначения ж/д до Уэлена требует серьёзных тяжёлых наркотиков.
Я не то чтобы вредничаю. Просто глубоко погружён в тематику транспорта по работе.
(no subject) - strelec_new on Январь, 26, 2014 11:48 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - vitlomancer on Февраль, 4, 2014 13:10 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - strelec_new on Февраль, 4, 2014 18:09 (UTC) (Развернуть)
Петя и Наташа Б.: aesevprostor on Январь, 24, 2014 07:27 (UTC)
Что-то так дофига полезной информации, что я не могу ее осилить. Запомню на будущее, что она тут есть)
Валерий Люшковstrelec_new on Январь, 26, 2014 11:50 (UTC)
Лодку к весне достроите, и вдоль бережка, по Севморпути... Для перемещений от воды до воды по месту есть волоки..)
Peter Sobolev Петр Соболевpeter_s on Январь, 27, 2014 08:30 (UTC)
у них не лодка. у них крейсер какой-то..:-))
(no subject) - strelec_new on Январь, 27, 2014 09:52 (UTC) (Развернуть)
Прогрессорorient_blue on Январь, 24, 2014 15:06 (UTC)
Очень полезной была бы информация как вести себя при разных неожиданных и непредвиденных ситуациях, например встреча с медведем. Они ведь разные эти встречи бывают. Неожиданные или длящиеся. Например, идёт оленевод по сопке и видит внизу в распадине паралельно с ним медвед идёт. И понимает оленевод что медвед его видит, а как действовать... Вот это серьёзные передряги.
У нас в Провиденском районе после года через три после выезда 80% населения на материк медведы оборзели. По ночам приходили к балку, где все спят, шарились, искали пожрать чего. Ни запах дыма и человека, ни сравнительно оживлённая автомобильная дорога (до 20 машин в день) нисколько их не пугала. Вот так выйдешь ночью до ветру а там хозяин гуляет. Ещё интересно, были ли случаи столкновений с россомахами и волками. Мне не свезло, к сожалению или к счастью. Расскажите.
Валерий Люшковstrelec_new on Январь, 27, 2014 09:48 (UTC)
Не простой вопрос. Однозначного ответа и рекомендаций на него нет и не может быть. То что в одном случае может сработать, в другом может стать рекомендацией для самоубийства. Тут всё по ситуации...
В ближайшее время постараюсь об этом написать.
(no subject) - ronin336 on Январь, 27, 2014 16:56 (UTC) (Развернуть)
(no subject) - strelec_new on Январь, 27, 2014 17:25 (UTC) (Развернуть)