?

Log in

No account? Create an account
 
 
29 Март 2012 @ 08:16
Другая Камчатка. (7)  

Вездеход приходит к полудню. Огромная гусеничная машина CHETRA (TM-130), размером с "КАМАЗ", с двигателем позади кабины и обогреваемым кунгом. Его водитель, уже знакомый мне Вадим Нестеров, глава администрации села Лесная. Людей в кунге вездехода, как селедки в бочке. Кроме депутатов, едущих на сессию и внеочередные выборы главы района, в нем пара школьных самодеятельных коллективов, едущих в Тигиль на конкурс. Кабина тоже битком. Вадим советует мне разместиться на крыше отсека, в котором расположен двигатель. То есть, между кабиной и кунгом. Говорит, что там точно будет комфортнее. На том и порешили. Максимально возможно утеплившись и затянув капюшон, лезу «на броню». Рюкзак привязываю, сам «закрепляюсь» спиной упершись в кунг, ногами в выступающие части, и одной рукой держась за изолированную выхлопную трубу.

Поехали…. Потрясающие, в буквальном смысле, приключения продолжаются. Миновав реку, вездеход выходит в тундру, постепенно поднимающуюся в нагорье. Он идет мягче чем нарты, но лететь с него, в случае чего, и выше и опаснее. Если бы было чем защититься чем от ветра, то было бы терпимо, а так продувает. Чтобы окончательно не застыть, приходится двигаться и менять положение. Через какое-то время не помогает и это.
Справа люк моторного отсека, в котором разместились два коряка. Один едет в Тигиль в больницу, другой оформлять какие-то документы. Попросив подвинуться, спускаюсь в люк сначала по пояс, а затем, найдя нишу, перебираюсь туда и полностью. Лучше глохнуть от грохота двигателя, чем промерзнуть и заболеть в пути.



Под вечер въезжаем в Тигиль. Приехавший народ размещается, кто у знакомых, кто в небольшой гостинице, типа общежития. Но и в ней, не смотря на цену в восемьсот рублей за сутки, мест хватает не всем. Воспользовавшись предложением, размещаюсь у Вадима, у которого в соседнем доме двухкомнатная квартира. Туда же подтягиваются и главы администраций сел Хайрюзово и Ковран.
К их селам от Тигиля нет даже зимника, они весь день добирались сюда по тундре на снегоходах. По пути попали в пургу и заблудились, но по наитию или везению, выбрались сначала к селу Седанка, а от него и к райцентру.
Ужинаем вместе. Вадим совсем не пьет спиртного, что для этих мест явление почти уникальное.
Расспрашиваю его об охоте на морского зверя. Вадим рассказывает, как поздней осенью с немцем, уже с десяток лет приезжающим на Камчатку изучать культурные традиции местных народов, ходил добывать лахтака (морского зайца). На высокой волне, лавируя и проскакивая между льдин, на моторной лодке… Такое даже представить жутко. Если заглохнет мотор или перевернется лодка, шансов на спасение почти никаких. Стрелять пришлось сверху вниз, с гребня трехметровой волны. На этот раз повезло. И зверя добыли и выбрались, накупавшись в ледяной воде лишь у берега.
Для более спокойных условий в селе есть большая обтянутая шкурами морского зверя байда. Такая же, как и те, на каких камчадалы ходили на охоту в море в старину. Но это больше экзотика, для редких в Лесной туристов.
Утром следующего дня собираюсь идти на зимник, ждать попутную машину на Анавгай, но Вадим отговаривает меня, обещая узнать о возможной оказии в администрации поселка. К вечеру все разрешается. На вопрос,
что прикупить из продуктов в дорогу, местный приятель водителей, заехавший за мной, говорит, что ничего не нужно, кроме литра водки.


 
Что же, надо так надо. Две машины везут в Анавгай команду геодезистов, которые наняв вездеход, затем поедут в другое место. Одна из машин пойдет дальше, на Петропавловск - Камчатский.
Кроме меня с ними собирается ехать еще один пассажир. Как оказалось, это тот самый немец о котором накануне мне рассказывал Вадим.
Эрих Кастен директор организованного им Фонда культуры народов Сибири в котором он, вроде как, един во всех лицах. Ему интересна культура коренных народов Камчатки, которую он не только изучает, но и помогает им самим осознать её значение, важность её сохранения и возрождения. На деньги собранные под вывеской и благородными целями фонда Эрих не только приезжает на Камчатку, но и занимается просветительской деятельностью, выпускает иллюстрированные пособия по культуре и языку малых народностей, которые бесплатно распространяет в родовых общинах.
Наконец машины готовы к пути. Перед выездом вместе с водителями и геодезистами вместе ужинаем, приготовленным их завхозом и организатором борщом. Сергей Николаевич колоритен как старый полярник. За ужином он несколько раз поднимает тосты за дорогу.
Выезжаем в ночь, что бы при благоприятном раскладе, пройти двести шестьдесят километров зимника до вечера следующего дня.
В кунге, баллон с газом, ящики с продуктами и оборудование. Периодически все это сдвигается с места и пытается взлететь в воздух. Располагаемся, кто где, но «томный вечер» на этом не кончается. На каждой кратковременной остановке, по той или иной необходимости, Никалаич наполняет стаканчики, а если хватает времени, то и организует на газовой плите в сковороде горячую закуску. Его аргумент: «По зимнику невозможно ехать трезвым», был неоспорим. Понятно, что для ста сорока килограммам живого веса Никалаича, с его не убиваемым жизнелюбием, эти дозированные возлияния лишь поднятие тонуса. Для Эриха же, судя по его виду, каждое предложение выпить уже было нелегким испытанием. Помогаю ему устроиться спать, и по возможности защищаю его от предложений «по немного, за дорогу». Мой аргумент: «Что русскому хорошо, то немцу смерть», - в данном случае срабатывает на пользу Эрику.




Пройдя почти сотню километров от Тигиля, на рассвете останавливаемся подремать. Нам везет, пурги нет. Погода ясная, и морозная. А еще, в это время в любой день может пригреть так, что зимник с его переправами через реки ручьи и болота, сначала станет крайне экстремальным, а затем и вовсе кончится.
Ближе к Срединному хребту дорога понемногу поднимается вверх. У последнего широкого распадка перед ним открывается красивыe виды.

У нас было время им насладиться, пока разъезжались с встречным караваном машин.


 

Ближе к вечеру доезжаем до стойбища Мэнэдек, месту, где зимник кончается и начинается дорога. После такого пути, даже обычная, невысокого качества дорога, - настоящее чудо. По ней ездят на обычных не вездеходных машинах.

Доехав несколько километров до эвенского села Анавгай, идем отмокать и блаженствовать в бассейн под открытым небом, наполненный водой из горячих источников. Геодезисты размещаются в гостинице, где все вместе ужинаем. Эрих на пару дней задерживается по своим делам в Анавгае.
К полуночи выезжаю со второй машиной едущей город. В пути делаем остановку подремать, а на другой день к вечеру я уже в гостях у друзей в Петропавловске-Камчатском.


После полуторамесячной прогулки вглубь Камчатки и обратно, по моим ощущениям это, почти что дома.
 

Здесь уже вскрылись реки, текут ручьи и совсем весна.
На самом же деле, дома я буду лишь через месяц. Впереди еще перелет во Владивосток и небольшое путешествие по Приморью.

 
 
 
pavel_arhivpavel_arhiv on Март, 29, 2012 06:17 (UTC)
Опять я остался без рыбалки.
tefffitefffi on Март, 29, 2012 07:31 (UTC)
Очень интересно, спасибо большое!
Мы жили на Камчатке 3 года...До середины 1970...
Pauk: Paukrus_Logo_Cannabispaukrus on Март, 29, 2012 07:59 (UTC)
Это действительно "Другая" Камчатка. Говорят, полуостров - самое большое скопление медведей в мире. А ни одного медведа нет.

А вот по Приморью весной путешествовать - не самое лучшее время. Лучше с 10-15 сентября по конец октября. Солнечно, тепло, но уже не жарко, как в августе. В тайге плодов полно, орешки, лимонник, киш-миш (актинидия), грибы бывают.
Валерий Люшковstrelec_new on Март, 29, 2012 08:03 (UTC)
Спали еще медведы..)
В Приморье гулял по Бикину в октябре, есть тут в журнале.
В апреле порыбачили в Хасанском районе хорошо, по последнему льду.
mnp70: комарикmnp70 on Март, 30, 2012 09:15 (UTC)
По ссылке-на странице WWF прочитал,что они спасли Кавказский заповедник,реку
БИКИН и ещё что-то ОНИ спасли.Перед этим в ЖЖ alex_perevozov прочитал,что на
территории Кавказского заповедника начинается сооружение лыжного курорта,а
горные зубры ушли на альпийские луга,где абсолютно беззащитны.Вы знаете что-нибудь о лесах Бикина,спасённых WWF ?Ведь годы прошли с того времени,когда Вы
там шли,а леса вырубали?
mnp70: комарикmnp70 on Март, 29, 2012 08:39 (UTC)
Колоритный рассказ:всё и всех отлично представляешь!При немногословии!
И фотографии прекрасные:снега,а потом-море!Смотришь на эти машины и понимаешь-не шуточки!Жалко с Корякией расставаться,что-то ждёт впереди?
Записки сержанта Клещаfeldfebel_k on Апрель, 1, 2012 14:12 (UTC)
Спасибо за расказ. прочитал на маху.
l_i_p_t_o_n on Март, 15, 2013 20:22 (UTC)
Перечитал в "связи ..." , спасибо .
Валерий Люшковstrelec_new on Март, 15, 2013 20:28 (UTC)
Не за что..)