27 Январь 2012 @ 21:21
Трудно отпускает Чукотка.

Просыпаюсь за десять минут до времени когда планировали подняться. Замечал и раньше за собой такое свойство, просыпаться немного до оговоренного времени, или до сигнала будильника. Внутренняя поверхность палатки в бахроме измороси, моего замерзшего дыхания. Что бы вылезти из тепла спальника нужно сначала дотянуться до газовой горелки, что бы нагреть внутренний воздух в палатке, пока не закапает, и не начнет подсыхать скат.
Вздыхая, вспоминаю, что, если бы сразу после летнего сезона, улетел бы домой, уже две недели мог бы греться на северном берегу Чёрного моря. Ухватив бархатный сезон, поставив свою палатку где-нибудь на нудистском пляже, между Новоросийском и Анапой. Наслаждаясь морем, солнышком и пейзажами…

Грубо говоря, можно считать, что мы почти дома. До Билибино чуть больше сотни километров. В Подмосковье, на своей машине, я это расстояние проезжаю за час. Здесь всё иначе.

Проверив колеса, Рома меняет одно из них на вторую, последнюю запаску. Кроме того, на одной из колесных пар наступает чему-то медленный крандец. По возникающему во время движения постороннему звуку, трудно понять чему именно, но варианты есть. Доехать бы…
Собираю палатку, пакую рюкзак, затаскиваю и креплю его на верху цистерны. Сегодня выходной и по дороге, в стороне, время от времени, на север проезжают джипы. Поохотиться, порыбачить, просто устроить пикник на природе, перед неминуемо надвигающейся очередной долгой зимой. Многие из них смогут выбраться из города только в следующем году, в начале июня.

Рома удивляется тому, что я не замерз ночью в палатке, и даже хорошо выспался. Объясняю ему последовательность правильных действий и что, в отличие от него я спал не только в тепле, но и комфортно, поворачиваясь и растягиваясь во сне, так как мне удобно.
Не редко приходится удивляться, что некоторые люди уже не первый год живущие на севере не знают или пренебрегают простыми вещами, позволяющими, не выживать на грани смерти, а существовать вполне комфортно в условиях этому не способствующих.
Те, кто по прогрессивнее, интересуются и используют всё доступное. Оно и понятно, жизнь у человека одна и закончить её до срока, не предусмотрев возможное, любому было бы обидно.
Не отъехав далеко, опять ломаемся. В этот раз что-то с тормозными шлангами. Стоим, чинимся.
Выехав, останавливаемся напротив встречного трассовика, кабина в кабину.

Постояли, пообщались, и поехали в разные стороны.
По пути еще есть перевалы, но уже не таки крутые, как накануне, и без снега. Разве, что на одном спуске, заканчивающемся промытой дорогой, надо вовремя притормозить и свернуть на брод в объезд.
После того как проезжаем 101 километр, или «19 угол»», Рома сообщает, что до «Края леса» осталось «три лобка». Так называют здесь три пологих взгорья, через которые идет дорога. После долгой дороги и отсутствия дома, ассоциации трассовиков, давших этим взгорьям такое название, вполне понятны.

Наконец и «Край леса», от которого до Билибино тридцать километров. После голых гор и тундры, с кустарничком вдоль рек, местность где растёт лиственный лес это уже юг. Правда, теперь он уже не такой ярко жёлтый, как в начале сентября, а потемневший и частично осыпавшийся, каким будет теперь девять месяцев, до середины следующего июня.

Вечером, проехав долину Малого Кепервеема, по русски- Малая Россомашья, остается перевалить через Алискеровскую сопку. Вползаем потихоньку, сверху открывается вид на город.

Расслабившись, Рома съезжает с перевала накатом, а когда хочет притормозить, тормоза отсутствуют. Похоже, починка тормозных шлангов наскоро, привела к тому, что тормозная жидкость нас покинула. И перспектива у нас самая радужная, - докатиться, кувырнувшись и пыхнув по пути, прямо до Билибинского кладбища. Оно как раз перед нами, на середине склона. Машинально, пытаюсь нащупать ручку открывающую дверь, но её там нет. Она, как и предыдущей ночью, в бардачке, отдельно от двери. Потерялась крепящая её проволочка. Вашу мать…
Матерясь и дергая, Роме наконец удается переключить коробку передач на более низкую передачу, потом на еще более низкую. Так, на первой скорости, и съезжаем до выезда на дорогу Билибино- аэропорт Кепервеем.

Проезжаем мимо Билибинской АЭС.

Под знак запрещающий движение грузовых машин, минуем микрорайон «Арктика». Приехали.
После просторов, на которых инородным шрамом, дорога, город, даже такой небольшой, воспринимается чудово.
За двое суток пути, Рома ко мне, как (по его словам) к «настоящему тундровику», похоже, успел проникнуться уважением. Может быть, понимая, что пару раз чуть реально не угробил меня вместе с собой, и что я отнёсся к этому вполне спокойно. Прощаясь, он навязывает мне одного из двух добытых зайцев, которых он вёз в подарок своей жене.
Когда иду по тротуару к месту жительства, навстречу попадается Слава, на своём Хайлюксе. Рюкзак в кузов, сам в салон, подвезет до места.
Вечером на глубокой толстой сковороде тушу зайца. Доедаем его на следующий день, под перцовку, с геологом Леной, во время полёта, в самолете до Магадана.

Не без помощи Славы, ночую в Магадане, на съемной, под гостиницу, квартире, канадской фирмы «Кинросса». На следующий день Домодедово, и Москва, со всей, уже чуждой и непривычной суетой, незаметной мутацией людей в лживых, любой ценой кроящих выгоду нелюдей.
Как и зачем вы живете, не понятно.

origen_72origen_72 on Январь, 27, 2012 17:34 (UTC)
=====================================

В анналы, навечно..

Помню, как меня впервые вернувшегося в Билибино после двух месяцев в тундре потряс простой электрический чайник.
Валерий Люшковstrelec_new on Январь, 27, 2012 18:28 (UTC)
Возле вокзалов и аэропортов эта мутация заметна особенно.
origen_72origen_72 on Январь, 27, 2012 18:38 (UTC)
Я вам больше скажу - именно такие же ощущения испытываешь при прилете в Домодедово, Внуково и Шереметево не только из Магадана, но из Чикаго, Парижа и Лондона. :)) Но уже значительно лучше, если сравнивать с временами 10-15 летней давности.

А вообще спасибо большое, так приятно посмотреть на правдивый и очень искренний рассказ о реальной жизни..
Валерий Люшковstrelec_new on Январь, 27, 2012 18:46 (UTC)
Спасибо от тех кто, как говорится "в теме", дорогого стоит..)
denis_anisimovdenis_anisimov on Январь, 28, 2012 05:17 (UTC)
+1, сам так же думаю, бывая в Москве...
donna_lauradonna_laura on Январь, 27, 2012 17:36 (UTC)
Какой сложный вопрос..
Валерий Люшковstrelec_new on Январь, 27, 2012 18:29 (UTC)
Кто сазал, что все должно быть просто?..)
valcol42valcol42 on Январь, 27, 2012 18:04 (UTC)
Прекрасно понимаю Ваши ощущения по приезде в Билибино))) Помню, после нескольких дней жизни в тайге (Новосибирская и Кемеровская обл.) заехали в поселковую столовую, так мне было тесно,я натыкалась на все столы, мягкий хлеб в руке почему то сжимался в комок. Спасибо!!! Очень интересно))))
Валерий Люшковstrelec_new on Январь, 27, 2012 18:29 (UTC)
А ощущения такие, или подобные, по возвращению в Москву, уже не в первый раз.
ed_trushnikoved_trushnikov on Март, 27, 2012 12:16 (UTC)
Давно, в советское время, знакомые девчонки рассказывали. После 2-х месяцев "поля" на производственной практике в Якутии вернулись в Мск. За минимально возможное время. С утра вылетели из отряда в партию (200 км), быстро всё оформили, вернулись в порт и вылетели в Якутск (500 км). Там сразу на Ил-62 и в Москву. Всё это по ходу времени и непрерывно. Уже вечером были в Москве. Из метро в город вышли с ощущением нереальности произошедшего. Ещё утром палатка и костёр в безлюдье на 100 км вокруг, а вечером - мегаполис, где людей вокруг больше, чем в лесу деревьев. По их словам, было состояние полуобморока от резкой смены обстановки.
У меня тоже бывало подобное ощущение при возвращениях домой, но не такое острое.
makslatmakslat on Январь, 27, 2012 18:25 (UTC)
если в москве все так плохо, то кто мешает продать там все и уехать в Билибино, певек, эвенкинот и тому подобное и жить там "простой и суровой жизнью"?

не так уж плохо наверное в МСК , плюсы превешивают минусы;-)
Валерий Люшковstrelec_new on Январь, 27, 2012 18:32 (UTC)
Я не в Москве, и стараюсь бывать там как можно реже.
У меня своя жизнь, в которой советчики мне нужны только тогда, когда я спрашиваю совета. Живу и поступаю так, как считаю нужным.
Дмитрий Уткинdmitriy_utkin_c on Январь, 29, 2012 04:26 (UTC)
"...Живу и поступаю так, как считаю нужным.". Кажется, это называется свободой.
Валерий Люшковstrelec_new on Январь, 29, 2012 12:40 (UTC)
Стремлюсь, по возможности..)
origen_72origen_72 on Январь, 27, 2012 18:34 (UTC)
-----=============---------------==========-----

Он совсем про другое пишет. Это ощущение достаточно тяжело понять, а для того чтобы передать словами нужен талантище Достоевского. Однако, для человека испытавшего это чувство - достаточно буквально двух слов.
Ну типа, что такое вылезать из спальника в -30. Словами - не передать, тут нужны чувства искренния и яркия.. :))
oloyoloy on Январь, 27, 2012 19:27 (UTC)
Ну да, так и есть. Я миллион раз возвращался в Москву, в том числе с Чукотки, Таймыра, Камчатки и т.д. и каждый раз я знал, что еду домой, туда, где моя работа и мой образ жизни позволяют мне быть тем, кто я есть и, в том числе путешествовать по интересным местам. А рассказы про "простую и суровую жизнь" - это поэзия, вроде как у Куваева, он у себя в "Территории" все писал, какие лохи туристы и какие правильные и кошерные геологи. А фотографии действительно красивые. И места интересные, что есть, то есть.
atboarder2atboarder2 on Январь, 27, 2012 21:16 (UTC)
Согласен - Куваев агрессивно пишет про туристов. Про того же лыжника со сломанными ногами - очень презрительно. Типа зечье, которые шурфы бьют на благо Родины - крутые товарищи.
На Север каждый сам по своему смотрит. Туристы, романтики и интеллигенты видят возможно даже лучше опишут. Рассказ Стрельца интересен.
Валерий Люшковstrelec_new on Январь, 27, 2012 21:38 (UTC)
Тут другая мера. Можно человеку доверять, рассчитывать на него в любых обстоятельствах, или нет.
ed_trushnikoved_trushnikov on Март, 27, 2012 12:42 (UTC)
Дело в том, что Куваев был профессионалом, но не в смысле "профи", кто лучше других дело знает, а в смысле, что этим на хлеб зарабатывает. И книги его про таких как он, кто знает "святое чувство нужной работы". Отличие между ними и так называемыми туристами в том, что турист хочет - идёт, не хочет - не идёт. А работник, он если даже если не хочет, то всё одно идёт, потому как есть такое слово "надо". Хотя тот же Куваев в маршруты ходил не только в производственные. Да и большинство так называемых туристов люди подготовленные и повидавшие. Это просто известное противоречие любитель - профессионал. Каждый из них хорош по-своему и каждый ставит свои собственные рекорды, которые могут быть недостижимыми для другого. В том числе маршрутов и того, как их проходить.
oloyoloy on Январь, 27, 2012 19:23 (UTC)
"Как и зачем вы живете, не понятно…"
Москвичам в этом месте должно стать стыдно?
Валерий Люшковstrelec_new on Январь, 27, 2012 19:29 (UTC)
Те, которым действительно должно быть стыдно, это чувство давно утратили.. Остальные чувствуют, что чувствуют.
Не парьтесь, в тексте не укор, а эмоциональное восприятие..)
oloyoloy on Январь, 27, 2012 19:38 (UTC)
Просто, понимаете, мир хорош своей неоднородностью. Вам хорошо на Чукотке потому что там Вы отдыхаете от большого города, а если бы Вы были жителем Мыса Шмидта, Уэлена или Омолона, то вся эта природа не имела бы никакой ценности по сравнению с огнями сраной Манежки. "Хорошо там, где нас нет" - не я это придумал. Я сам адски устаю от Москвы, жить в огромном городе тяжело, я жду-не дождусь апреля, чтобы выехать на весеннюю охоту, я очень радуюсь воспоминаниям о поездке в Непал или Архангельскую область, но... но есть ведь дом. Где родился - там и пригодился. Ну да, наш дом шумен и неопрятен, но ведь если бы не было его - не было бы и всех этих путешествий.
Валерий Люшковstrelec_new on Январь, 27, 2012 19:50 (UTC)
Жизнь на контрасте, конечно интереснее. Но,с тем что жители глубинки Чукотки менее восприимчивы к окружающей их красоте, не согласен. Они видят и тонко чувствуют её, не смотря на то что она для них почти обыденна. И к природе, когда нет потребности в суровой практичности, относятся не менее трепетно чем иные не в меру "позеленевшие" горожане.
atboarder2atboarder2 on Январь, 27, 2012 21:21 (UTC)
А по моему москвичи уже пресыщены путешествиями. Многие уже забираются куда подальше, чтобы быть крутыми среди своих. Многие и не пытаются погрузиться как вы, Валера, в среду. Так все мимоходом - сначала на Чукотку, а потом в Тайланд, а дальше еще куда-нибудь.
Вся ценность ваших рассказов, что вы в одиночку с головой погружаетесь в мир Камчатки, Чукотки и Сибири и показываете это нам.
oloyoloy on Январь, 28, 2012 08:09 (UTC)
Насчет пресыщенности - это есть. Скажем, если вспомнить какого-нибудь Сергея Долю, то это вообще диагноз. Человек не может на одном месте больше часа провести, скачет из страны в страну и всем в своем блоге втирает, как он "добро творит" своими фотографиями. Но лично я знаю больше именно непресыщенных путешественников.
rashpeelrashpeel on Январь, 27, 2012 19:28 (UTC)
> Как и зачем вы живете, не понятно…

Хоть вопрос и не требует ответа, все-таки отвечу потому что не раз задумывался над этим (и еще много раз будет ;)
Ращу детей. Если бы не это - вольному ветер - и я очень верю что возвратившись также натыкался бы на стены и ненароком сминал бы хлеб. А так - и до Крыма доехать проблема. Да и ближе бы - лишь бы не в Москву.

А Север, все-таки, не для таких, не для слишком семейных, что-ли. И в фильме "Как я провел этим летом" тоже видно - люди слабы, кто чем. И семья - она не делает человека сильным. Это, конечно, "слабость", болевая точка.

Блин, зачем я все это написал?...

Еще хотел сказать обо всем этом повествовании которое мы тут читаем и сопереживаем. Вроде просто все, незатейливо. Но ясно что все это простое времяпровождение оставляет настолько глубокий отпечаток в жизни автора что ему хочется растянуть еше, продлить хотя бы рассказами и, таким образом, дотянуть и до весны. А там и следующий сезон не за горами! Во всяком случае, именно такое впечатление остается при чтении.

Я тосты как генерал говорить не умею...
Вобщем, за следующий сезон!
Валерий Люшковstrelec_new on Январь, 27, 2012 19:52 (UTC)
Спасибо за сопереживание. Летом, конечно, проще путешествовать, туда где интересно. Но и сейчас, мне есть из чего выбирать. Было бы желание..)
tolyas83tolyas83 on Январь, 27, 2012 20:20 (UTC)
есть такое дело
недель после 2-3 автонома, приезжаешь и не можешь понять всей этой суеты и людей.
mnp70: комарикmnp70 on Январь, 27, 2012 20:23 (UTC)
С возвращением!И до следующей встречи!Что-то там о белухах вроде наклёвывается?Мы долго жили в напряжении Ваших приключений и понимали
всё.Спасибо!Снимки эти хорошо помогают оценить суровый,но прекрасный
край.Вопрос:хлеб Вы берёте с собой?Ни разу не упомянули.Всего доброго!
Валерий Люшковstrelec_new on Январь, 27, 2012 20:31 (UTC)
На первое время хлеб беру. Потом, вполне обхожусь рисом.
philyuchkoffphilyuchkoff on Январь, 27, 2012 21:23 (UTC)
Валерий, расскажите, пожалуйста, подробнее о "последовательности правильных действий" перед ночёвкой в палатке?
Валерий Люшковstrelec_new on Январь, 27, 2012 21:30 (UTC)
Странный вопрос от Вас.. Палатка защищает от ветра, коврик туристический от мерзлоты, теплый спальник сохраняет тепло. Нагреваешь горелкой воздух в палатке, раздеваешься и пакуешься. Утром, в обратном порядке. Или тайные откровения ожидали узнать?)
philyuchkoffphilyuchkoff on Январь, 27, 2012 21:39 (UTC)
Не поверите, но я действительно думал, что есть какие-то секреты! :)
Валерий Люшковstrelec_new on Январь, 27, 2012 21:41 (UTC)
Для кого-то и это откровение..)
dimfotodimfoto on Январь, 27, 2012 21:26 (UTC)
Сильно и душевно. Спасибо! Добрых людей и дорог!
Валерий Люшковstrelec_new on Январь, 27, 2012 22:49 (UTC)
И Вам того же..)
dimfotodimfoto on Январь, 28, 2012 00:13 (UTC)
Батя мой, кстати, служил в Валькаркае в роте рядом с метеостанцией.
Расскажу один случай. Часть офицеров и прапорщиков роты служили там с жёнами. Одной было пора рожать, а на дворе зима и погода неладилась. Решили вести в город на вездеходе. В дороге вездеход сломался. Батя был старший машины и решил идти пешком за подмогой. Шёл всю ночь, дошёл. Потом шли по следам его и оказывается за ним шла россомаха.
Такие дела.
Dexter St. Jacques!russlan_v on Январь, 28, 2012 05:15 (UTC)
я тут хотел бы сказать, что на Чукотку лучше вообще не ездить. есть вещи, которые лучше не знать, будет нормальный сон
Валерий Люшковstrelec_new on Январь, 28, 2012 13:12 (UTC)
Это Вы о чём?
Сплю спокойно, на Чукотке собираюсь быть ещё..)
oloyoloy on Январь, 28, 2012 08:10 (UTC)
Прокомментируете?
На Чукотке началось строительство федеральной трассы, которая свяжет регион с дорожной сетью России. Дорога будет низшей, V категории, то есть её не заасфальтируют, она пройдет по естественному грунту.
Валерий Люшковstrelec_new on Январь, 28, 2012 13:27 (UTC)
В прошлом году, судя по "наскальным" надписям в балке на Палявааме, специалисты Иркутского дорожного проектного института там активно присутствовали. На летнике, на перевалах, между Паляваамом и Малым Чауном, дорожники расширяли и нарезали по склонам дорогу. Со слов, вроде как, уже проектируются мосты между Билибино и Омолоном.
Собираются ли действительно строить дорогу или списать всё на местные условия, а выделенные деньги украсть, мне неведомо.
Как вариант, всё это активировано для того, чтобы Абрамович смог успешно продать принадлежащее ему месторождение Песчаное (5-6 миллионов тонн меди, 250-300 тонн золота).
oloyoloy on Январь, 28, 2012 19:15 (UTC)
Если в самом деле будет круглогодичная дорога от Колымской трассы, т.е. от Омсукчана через Омолон на Билибино, то это изменит жизнь запада округа кардинально. Но даже 5-я, низшая категория, это гигантские расходы. Вспоминаем трассу "Амур". Я думаю, это все болтовня.
a_raskatov on Январь, 28, 2012 10:36 (UTC)
Ну, живем, где Бог дает.

А по Москве - однозначно отстой года так с 1999-го. Если позволяют резервы, надо жить на удалении км 250-400 от Столицы, чтобы почувствовать других людей, желательно, на север-северо-восток, ну край - юго восток)) Вот там - курорт для Души. Но в этом ли суть жизни?
Юлькин: ветерyliandra on Январь, 29, 2012 12:55 (UTC)
Вас очень приятно читать.

Москва страшный город. И особенно ужасны ценности людей тут.

Именно это бросилось в глаза когда мы прилетели обратно с Камчатки.
А охранник в Шереметьево спросил у нас, потерявшихся в этой духоте и жаре:
-Вы откуда прилетели?
-С Камчатки...

Он тоскливо вздохнул, как-будто вспомнив что-то далёкое.
-Да...Хорошо там. Не то, что тут

И мы вдруг с такой остротой почувствовали это...
i_cherskii_cherski on Февраль, 9, 2012 08:13 (UTC)
Ваш пост признан прекрасным и процитирован в дайджесте «FLASH-V» По правилам дайджеста, мы готовы перевести на Ваш яндекс-кошелёк или телефон скромное вознаграждение в 100 рублей от фонда предпринимателя Артура Перепёлкина “V Rome”. Для этого сообщите нам, пожалуйста, необходимые цифры. Так же мы можем переадресовать Ваш гонорар в фонд «Справедливая помощь» http://doctor-liza.livejournal.com. Большое спасибо.