?

Log in

No account? Create an account
 
 
26 Январь 2012 @ 21:09
Предпоследний рывок.  


Всего десять дней прошло с тех пор, как я проезжал этими местами. Уже нет тех ярких цветов, потемнело всё вокруг, намокло. Придавило сверху тундру и обрамляющие её сопки низкими холодными облаками.
Тогда было желание на обратном пути остановиться здесь на два три дня, уйдя в сторону, насладиться хорошей рыбалкой, простором и волей, а сейчас, почему-то все больше хочется побыстрее миновать эту дорогу. Видимо, накопилась усталость. Так бывает.

На косе встречаю знакомого трассовика из Билибино. Внешне, он чем-то похож на Конюхова. Они с братом идут под загрузку на Эвенгкинот, на неделю зависли здесь. Теперь ждут передачку с какой-то запчастью, отправленную с попутной машиной, а вместе с ней хлеба и антидепресанта... Прощаемся, едем дальше.



Переехав реку Угаткын, проезжаем вперёд на семь километров и, отъехав от дороги, становимся на косе реки Пучевейм. К компании двух машин везущих металлоконструкции на рудник «Двойной» присоединяется их знакомый на наливнике, везущем бензин в Билибино. Необходимые переговоры проведены, и дальше я поеду вместе с ним. Прямая машина до конечной точки, это лучше, чем сначала до Лелювейма, а оттуда еще на чём либо две сотни километров. В любом случае, там и движение уже оживленнее и, если летник вдруг кончится, можно пешком дойти, за пять, шесть дней.
Пока я собираю дрова, развожу костер, водители бреднем, пытаются наловить хариусов на уху и на жареху.



Но вода мутная и на подъёме, рыба где то отстаивается в карманах-ручьях. Кое как изловили пяток хариусов, но заниматься рыбой ни у кого нет настроения. Водку пить тоже никто не захотел. Так и убрали назад в машину.



Пьем чай, перекусываем, и в сумерках отправляемся дальше. Вперед мы с Романом, следом дядя Миша и его приятель.
Роман – молдаванин. На Чукотке уже лет шесть. Первые три года работал водителем «на дядю», потом, купил свою машину. Теперь, вроде как, сам по себе. Жалуется что в этом рейсе, машина постоянно ломается, что всё не так.
В сумерках, по чёрной тундре шарахаются уже перебелевшие зайцы.



Даже спрятавшихся меж облетевших кустов, их видно издалека. Количество их здесь таково, что весной, когда случаются миграции, бывает так, что по тундре стелется, буквально, ковер из зайцев. Знаю, представить такое трудно, но я в том, что так бывает, теперь ничуть не сомневаюсь.
До дорожной базы канадцев на Лелювейме, около полутора сотен километров. Сначала, Роман собирается ночевать там, а доехав, проезжает дальше.
Лелювейм в темноте форсируем без приключений, а через семь километров, на Яраквааме, умудряемся встать на броде, посреди реки. Сперва  заглохнув, а потом, забуксовав и просев одной стороной, зарывшись в донную гальку.
Наверное, придется ночевать здесь. Холодный ветер, дождь переходящий в снег, подсвеченные луной разрывы облаков, тёмные кусты на берегу и сопки в отдалении, шумящая вода вокруг. Как-то так. Ночью кто-либо поедет едва ли. А если поедет, то, чтобы переехать через реку будет вынужден сначала помочь выбраться нам. Другого брода здесь нет.
Но, не проходит и часа, как вдали, напротив, появляются огоньки фар. Кто-то, поздно разгрузившись, решил добраться на ночлег до базы.
Вытянули, обтекаем на берегу. Перекусив, Роман сначала собирается ночевать здесь, но усилившийся, до почти сплошного, снег,- тревожит. Впереди перевалы, которые пока, несмотря на то что уже под снегом, еще проходимы. Опасаясь, что к утру их может завалить совсем или сделать ледяными, Роман решает ехать ночью, до долины на той стороне. Уговаривая сам себя вслух, что в долине за перевалом всегда теплее, и ночевать там будет лучше. Это если мы туда с его везучестью доедем.
И здравый смысл в его словах есть, и лезть ночью на уже заснеженный перевал, имея за спиной цистерну с бензином, не самая весёлая затея. В худшем случае, сгорим вместе, синим пламенем, где-нибудь под обрывом.
Перспектива такая мне не нравится. 
На первых подъемах, на снегу еще видны заметаемые следы машин попавшихся нам навстречу, затем, после поворота на рудник "Двойной", уже нет.



Температура около ноля, и мокрый снег еще не схватился. Под колесами снежная слизь, почти мыло. Пока еще колеса продавливают её и цепляются за скальник, но когда снега станет больше, или его просто приморозит, удержать груженую машину на крутом подъёме, или спуске, будет сложно.
А впереди крутой подъем, с поворотом, на который мы уже наполовину влезли. Ползём в натяг. Роман советуется со мной, что делать. Пытаться влезть, или остановиться и надеть цепи.
Конечно цепи. Конечно, если сможет остановиться так, чтобы его не потащило назад.
Остановились. Надели на колёса цепи. Потихоньку тронулись, поползли дальше. С цепями намного спокойнее. Мне непонятно, почему он не обул в них колеса сразу но, рассуждать об этом нет смысла. Бог даст, переползём.
Переползли, весело выкатив в еще не заснеженную, долину. Судя по термометру за стеклом кабины, здесь и впрямь на несколько градусов теплее. Доезжаем до ближайшей реки, съезжаем на косу и устраиваемся на ночлег. Роман в кабине, я в палатке, на косе. Сказывается усталость и нервное напряжение. Ставить палатку как следует, нет сил. Один конец её креплю к бамперу, противоположный, растягиваю на штативе. Забравшись внутрь, грею горелкой воздух внутри, раздеваюсь, забираюсь в спальный мешок, спать.
 
 
 
Тильдаtodtentanz on Январь, 26, 2012 18:16 (UTC)
горожане называют это романтикой :)
Валерий Люшковstrelec_new on Январь, 26, 2012 19:34 (UTC)
Романтика у них летом, когда комары и гнус. Или на зимниках, когда то пурга, то морозы за -50. А в сентябре красота..)
mnp70: комарикmnp70 on Январь, 26, 2012 18:22 (UTC)
Прочитав,были единодушны:героизм,ставший буднями.И:это не Аляска!Безмерное
уважение к труженикам и недоумение:россияне столь терпеливы,что постоянно живут в экстреме?Ведь никакой страховки ни жизни,ни денег?Вам удаётся донести до нас ситуацию.Спасибо!Безысходность и безнадёжность!На кого работают шофёры?Кто обеспечивает их рейсами?Кто планирует перевозки?Слишком
много вопросов?
Валерий Люшковstrelec_new on Январь, 27, 2012 11:47 (UTC)
Работают по разному. Кто на канадцев, кто на прииске, кто на частных предпринимателей, кто сам по себе. Соответственно, и работу, кто сам себе ищет, кто получает от работодателя.
donna_lauradonna_laura on Январь, 26, 2012 19:10 (UTC)
Выживание... ;((((((
Валерий Люшковstrelec_new on Январь, 26, 2012 19:22 (UTC)
Где? Обычная жизнь..)
donna_lauradonna_laura on Январь, 27, 2012 08:51 (UTC)
Для благополучных, чистеньких и ухоженных обитателей городов это - жуть ;((
Даягdayag on Январь, 26, 2012 19:47 (UTC)
Спасибо за то, что делитесь с нами этим.
Валерий Люшковstrelec_new on Январь, 27, 2012 11:47 (UTC)
Это, пожайлуста.. Лишь бы на пользу..)
a_raskatov on Январь, 27, 2012 05:51 (UTC)
Валерий, у меня вопросы.

1. "Поднимается" ли зимник на север от Билибино? Какими силами он организуется? Или как на Таймыре - снег, пурга нонстоп?
2. Несколько раз говорили про хариусов, а что с зайцами, прочим пушным зверем в части охоты под провиант? Оружие не у каждого? Или нет традиции?
3. Как дела обстоят с оружием по Чукотке? Понимаю, что здесь один закон - Совесть, но регулируется ли как нибудь в регионе огнестрел?
4. Планируете ли Вы север Якутии?
Валерий Люшковstrelec_new on Январь, 27, 2012 11:52 (UTC)
1.На север, до Певека, от Билибино зимник накатывается в конце декабря. Канадцами, от "Купола", через "Двойной", намораживается.
2.Зайцы есть, где густо, где пусто.Куропатки.
3.Закон везде один.
4.Есть такие планы.